Конспект урока «Пришла к нам масленица»
для учащихся 2-х классов
Представленный конспект урока является примером
обновления содержания музыкального образования.
На уроке использован дополнительный музыкальный,
литературный, изобразительный материал по теме масленица. Урок был проведен в
5 классе. Я поставила перед собой цель - вывести детей на диалог, на размышления
о народных праздниках! Ученики порадовали меня тем, что они много знают о
масленице, рассказывали о том, как ее празднуют в своей семье.
Цель: приобщение детей к народным истокам, воспитание на народных традициях.
Задача: познакомить детей с содержанием праздника масленицы.
Разучить народные песни, связанные с
праздником масленицы, элементарные навыки игры на народных музыкальных инструментах.
Который
раз едим блины!
И
кто блинов не ест?
А
все ж обычай старины
Вовек
не надоест!
Учитель: Ребята! Сегодня мы урок посвящаем старинному
празднику -
масленица.. Кто из вас скажет, сколько дней длился
этот праздник? Дети: неделю
Учитель: Правильно. Масленица - праздник пришедший к нам из
глубокой древности. Славяне отмечали его как проводы зимы и встречу весны.
Масленица - праздник веселый, разгульный, озорной, с обильным и сытным столом.
Ожидали масленицу с большим нетерпением. Всю масленичную неделю устраивали
последние зимние забавы: катание с ледяных гор, на лошадях, уличные гуляния с
плясками, песнями, ряжеными.
Дети
строили снежные горки с башнями и воротами, а затем молодежь разделялась на 2
команды: одна охраняла городок, а другая должна была силой захватить его. В
эту пору обязательно поминали родных (первый блин - за «упокой»), а также
чествовали молодоженов. Ребята, а знаете ли вы, что каждый день масленицы имел
свое название?
Дети: Да
Учитель: Кто из вас назовет
каждый день масленицы?
Учитель: Название говорит о
том, что в этот день полагается делать. Сейчас трудно соблюсти все обычаи и
обряды, ведь масленичная неделя - рабочая. Но узнать о них будет интересно.
Понедельник - встреча. В этот день полагается устраивать и раскатывать
ледяные горки: чем дольше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой,
тем лучше будет урожай, длиннее лен.
Вторник - заигрыш. Начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают
блинами.
Среда - лакомка. Зятья гостили у своих тещ.
Четверг - разгуляй. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание
на лошадях «по солнышку». Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие
снежного городка. Устраивали русскую забаву - кулачные бои. Они колошматили
друг друга - ни за что, просто от избытка молодецкой силушки.. Вот как описал
русский обычай М.Ю. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова»
Как сходилися,
собиралися
Удалые бойцы
московские
На Москву - реку, на
кулачный бой,
Разгуляться для
праздника, потешиться.
Пятница - «Тещины вечера». Зятья приглашали в гости родителей жены. Суббота - «Золовкины посиделки». Ходят
в гости ко всем другим родственникам.
Воскресенье - «Прощенный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за
нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую
масленицу.
Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в
женское платье, усаживали в сани и с песнями везли, сани сопровождала ряженая
молодежь. В последний день масленицы куклу торжественно сжигали, а пепел
рассеивали по полям - для будущего урожая.
Учитель:
Ребята! А какое главное угощение было в масленицу? Дети: Блины.
Учитель: Да, блины. А что символизируют блины?
Дети: Солнце.
Учитель: У каждой хозяйки свой рецепт блинов и их начинали
выпекать с понедельника. А вот есть песня про блины, послушайте ее, в обработке
А.Абрамского (Исполнение песни «Блины»).
Учитель: Есть много других народных песен, посвященных
масленице. Сейчас откройте учебники (2 класс) Е.Д. Критской на стр. 68
(читают). Здесь приводится пример масленичной песни. Я вам пою. а вы следите
(учитель поет, а дети следят). А сейчас все вместе споем (поют)
Учитель: Водили хороводы в этот праздник, играли в горелки,
салочки,
«Гуси-лебеди»,
«Ручеек», «Ворота».
Среди наших русских композиторов праздник масленицы
ярко изобразили Н.А. Римский - Корсаков в опере «Снегурочка», Стравинский в
балете «Петрушка», Серов в опере «Вражья сила», П. И. Чайковский в цикле
«Времена года» - пьеса Февраль «Масленица», (показ портретов - композиторов)
Учитель: Мы послушаем пьесу Чайковского Февраль «Масленица».
Этот праздник также изображали художники, писатели,
поэты. Среди них художник Кустодиев «Масленица», писатель И. Шмелев «Лето
Господне», поэты М.Ю. Лермонтов, С.Я. Маршак и другие.
Презентация масленица