Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Нытва имени Ю.П. Чегодаева



Официальный сайт

Учредитель Администрация Нытвенского муниципального района
Меню сайта








Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Разработки учителей » Начальная школа » Уроки

Урок музыки "Пришла к нам масленица" 2 класс
Источник:
Категория: Уроки | Добавил: Record (17.09.2013) W

Конспект урока «Пришла к нам масленица» 
для учащихся 2-х классов

Представленный конспект урока является примером обновления со­держания музыкального образования.

На уроке использован дополнительный музыкальный, литератур­ный, изобразительный материал по теме масленица. Урок был проведен в 5 классе. Я поставила перед собой цель - вывести детей на диалог, на раз­мышления о народных праздниках! Ученики порадовали меня тем, что они много знают о масленице, рассказывали о том, как ее празднуют в своей семье.

Цель: приобщение детей к народным истокам, воспитание на народных традициях.

Задача: познакомить детей с содержанием праздника масленицы. Разу­чить   народные песни, связанные с праздником масленицы, элементарные навыки игры на народных музыкальных инструментах.

Который раз едим блины!

И кто блинов не ест?

А все ж обычай старины

Вовек не надоест!

Учитель: Ребята! Сегодня мы урок посвящаем старинному празднику -

масленица.. Кто из вас скажет, сколько дней длился этот праздник? Дети: неделю

Учитель: Правильно. Масленица - праздник пришедший к нам из глубо­кой древности. Славяне отмечали его как проводы зимы и встречу весны. Масленица - праздник веселый, разгульный, озорной, с обильным и сыт­ным столом. Ожидали масленицу с большим нетерпением. Всю масленич­ную неделю устраивали последние зимние забавы: катание с ледяных гор, на лошадях, уличные гуляния с плясками, песнями, ряжеными.

Дети строили снежные горки с башнями и воротами, а затем моло­дежь разделялась на 2 команды: одна охраняла городок, а другая должна бы­ла силой захватить его. В эту пору обязательно поминали родных (первый блин - за «упокой»), а также чествовали молодоженов. Ребята, а знаете ли вы, что каждый день масленицы имел свое название?

Дети: Да

Учитель: Кто из вас назовет каждый день масленицы?

Учитель: Название говорит о том, что в этот день полагается делать. Сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя - рабочая. Но узнать о них будет интересно.

Понедельник - встреча. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дольше катятся салазки, чем громче шум и смех над гор­кой, тем лучше будет урожай, длиннее лен.

Вторник - заигрыш. Начинаются веселые игры, а за потеху и веселье уго­щают блинами.

Среда - лакомка. Зятья гостили у своих тещ.

Четверг - разгуляй. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают ката­ние на лошадях «по солнышку». Главное мужское дело в этот день - оборо­на и взятие снежного городка. Устраивали русскую забаву - кулачные бои. Они колошматили друг друга - ни за что, просто от избытка молодецкой силушки.. Вот как описал русский обычай М.Ю. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова»

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву - реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

Пятница - «Тещины вечера». Зятья приглашали в гости родителей жены. Суббота - «Золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родст­венникам.

Воскресенье - «Прощенный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье, усаживали в сани и с песнями везли, сани сопровождала ряженая молодежь. В последний день масленицы куклу торжественно сжи­гали, а пепел рассеивали по полям - для будущего урожая.

Учитель: Ребята! А какое главное угощение было в масленицу? Дети: Блины.

Учитель: Да, блины. А что символизируют блины?

Дети: Солнце.

Учитель: У каждой хозяйки свой рецепт блинов и их начинали выпекать с понедельника. А вот есть песня про блины, послушайте ее, в обработке 
А.Абрамского (Исполнение песни «Блины»).

Учитель: Есть много других народных песен, посвященных масленице. Сейчас откройте учебники (2 класс) Е.Д. Критской на стр. 68 (читают). Здесь приводится пример масленичной песни. Я вам пою. а вы следите (учитель поет, а дети следят). А сейчас все вме­сте споем (поют)

Учитель: Водили хороводы в этот праздник, играли в горелки, салочки,

«Гуси-лебеди», «Ручеек», «Ворота».

Среди наших русских композиторов праздник масленицы ярко изобра­зили Н.А. Римский - Корсаков в опере «Снегурочка», Стравинский в балете «Петрушка», Серов в опере «Вражья сила», П. И. Чайковский в цикле «Времена года» - пьеса Февраль «Масленица», (показ портретов - композиторов) Учитель: Мы послушаем пьесу Чайковского Февраль «Масленица».

Этот праздник также изображали художники, писатели, поэты. Среди них художник Кустодиев «Масленица», писатель И. Шмелев «Лето Господне», поэты М.Ю. Лермонтов, С.Я. Маршак и другие.

Презентация масленица


Просмотров: 3831 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск




































Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, родителей (законных представителей обучающихся) и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных"

Наш адрес: Россия, 617001 Пермский край, г. Нытва, пр.Ленина, 24
Адрес сайта: http://nytvasc3.narod.ru/ Email: 
shkola3.nytva@mail.ru