Публичная презентация по реализации проекта
"Формирование коммуникативных УУД
в группах смешанного состава"
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Проведенная педагогическая диагностика перед запуском проекта по определению коммуникативных УУД показала, что только 52% учащихся начальной школы имеют высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками (38% - средний уровень, 10% - низкий уровень).
Одним из методов, который позволяет реализовать формирование коммуникативных УУД можно считать метод работы в группах смешанного состава, направленный также и на получение знаний. Формирование коммуникативных компетенций младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Цель проекта:
Создание условий для процесса формирования коммуникативных универсальных действий учащихся младших классов через использование метода работы в группах смешанного состава.
Задачи:
- изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных действий младших школьников;
- выявить особенности метода работы в группах смешанного состава, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;
- проанализировать воздействие использования метода работы в группах смешанного состава на формирование коммуникативной компетентности.
Следует отметить, что в результате реализации проекта через участие в группах смешанного состава младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Анализ диагностики свидетельствует о том, что участие школьников в данном проекте успешно влияет на формирование коммуникативной компетентности. Это способствует повышению уровня качества знаний; созданию условий для разностороннего развития личности; формированию способностей обучающихся к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизации мотивации к обучению, формированию метапредметных умений.
Ежегодно учащиеся 2-4 классов дважды участвуют в решении проектных задач в группах смешанного состава. Например, в 2016-2017 уч. году были организованы и проведены проектные задачи:
ноябрь (1 час) : 3 классы «Состав слова»;
2 классы «Помощь Колобку»;
4 классы «Приключения в Простоквашино».
Результат: сотрудничество, умение работать с инструкцией.
май (3-х дневная ПЗ по 2 часа) «Парад словарей».
Результат: взаимодействие в группах. Знакомство с видами и особенностями оформления различных словарей. Создание своих словарей различных направлений: о животных, о правилах поведения в школе, о мультипликации и др.
В 2017-2018 уч. году к решению задач подключились учащиеся 1 классов.
декабрь (2 час) : 2-3 классы «Новогодняя елка»;
4 классы «Новогодние хлопоты».
май ( 2 часа): 1 классы «Космическая ракета»;
2 классы «Помощь Колобку»;
3 классы «Приключения в Простоквашино»
4 классы «Поездка на дачу».
Цель: работа в группах по решению и выполнению различных заданий, нацеленных на метапредметный результат.
Педагоги отмечают следующее:
- ребята не всегда дочитывают и до конца понимают инструкцию;
- не у всех групп получается распределить обязанности;
- свою работу в группе в основном оценивают адекватно;
- проявляют креативный подход;
- можно выявить детей с организаторскими способностями и явных лидеров;
- такая форма работы детям нравится.
Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ "Я" как систему представлений о себе, отношений к себе.
Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных компетенций. А проектная деятельность помогает нам достичь положительных результатов.
Руководитель проекта Соловьева Л.А.