 |
Всероссийская игра
– конкурс
«Русский
медвежонок»
10 ноября 2012 г.
в
нашей школе обучающиеся 2-9 классов
приняли участие в Всероссийской игре-конкурсе по языкознанию
"Русский медвежонок". Результаты будут опубликованы в интернете
в январе 2013 года.
Конкурс-игра «Русский Медвежонок – языкознание для всех»
(официальный сайт) — младший брат популярного международного
математического конкурса «Кенгуру — математика для всех».
Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе
Кировского Центра дополнительного образования одаренных
школьников при поддержке Института лингвистики Российского
государственного гуманитарного университета и Российского
Оргкомитета «Кенгуру».
Интерес к игре постоянно растет: если в «Медвежонке-2000»
участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли
уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и
Латвии, через два — почти 424000 школьников, а в 2008 году в
«Русском медвежонке» приняли участие более 2 327 000 школьников
из 19 стран. В России в прошлом году в конкурсе участвовало 18 с
лишним процентов от общего числа школьников страны.
У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен.
Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора
часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать
решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти
вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке;
среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что
почти каждому участнику удается правильно выполнить хотя бы
несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать
задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и
общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора.
Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка,
преодолеть представление о нем как формальном и скучном
предмете.
Методическая комиссия конкурса работает в Институте лингвистики
РГГУ. Основные авторы задач — преподаватели, аспиранты и
выпускники РГГУ и МГУ. В Институте лингвистики проводится
семинар «Жанры и типы лингвистических задач», одной из
практических целей которого является составление и обсуждение
задач для этого конкурса. Участники семинара охотно занимаются
этим, многим студентам уже удалось составить хорошие задачи.
Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов:
от 2-го до 11-го класса. Составители готовят 5 комплектов
заданий: для 2–3, 4–5, 6–7, 8–9 и 10-11 классов. Для самых
младших — 26 (с 2009 г. 28) задач, для остальных возрастных
групп — по 30. В последние годы организуется и пользуется
популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для
учителей», для которого методкомиссия готовит 12 непростых
задач.
Тестовые задачи «Медвежонка» существенно отличаются от
самодостаточных олимпиадных задач не только типом, но и
компактностью и временем выполнения (на решение каждой задачи
отводится несколько минут). Среди них есть и совсем
элементарные, и такие, над которыми могут ломать головы
специалисты. Все составляемые для конкурса задачи тщательно
проверяются членами методической комиссии, многие из них
приходится отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять
ряду разных параметров. После проверки решений задач,
осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический
анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и
выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании
решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при
составлении вариантов задач следующего года.
За десять лет накоплено более тысячи трёхсот задач-тестов, а
авторский коллектив насчитывает уже более 50 человек. Задачи
после конкурса не забываются, а начинают новую самостоятельную
жизнь: многие преподаватели с удовольствием используют их на
занятиях не только со школьниками, но и со студентами в самых
разных курсах русского языка.
|
 |