Конспект интегрированного урока – практикума                                                                                                                         «Методы изучения природы» (5 «а», 5 «б», 5 «в» классы)                                                                                                         (автор: учитель биологии Останина Т.Н.)

Цель урока: формирование положительной познавательной мотивации к учению с применением практическо - исследовательского метода, работы в группах, рефлексии.  

Задачи урока:

·       обобщить и закрепить знания учащихся об естественных науках;

·       развить знания учащихся о методах изучения природы;

·       продолжить работу по формированию практических и исследовательских навыков;

·       закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием;

·       воспитать культуру общения учащихся при работе в группах и характера юного исследователя;

·       развивать грамотную монотонную устную речь;

·       расширить кругозор учащихся: мировоззренческое воспитание, межпредметные связи, преемственность;

·       воспитать бережное отношение к природе (экологическое воспитание).

Оборудование: карты «Учет знаний и умений. Рефлексия урока», таблички с названием наук, мультимедийные презентации в виде слайдов, рисунок «Обитатели почвы», раздаточный материал (инструкции по проведению опытов, лабораторное оборудование, образцы почв, схемы «Состав почвы»), рисунок «Круговорот веществ и почва», таблицы с красным фоном (призыв охраны почвы и навсегда исчезнувшие животные с лица Земли), натуральные объекты для наблюдений, ручные лупы, коллекции «Хвойные», инструкции к домашним заданиям по выбору.

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент. Рассаживание учащихся по группам (лабораториям).

Учитель: «Ребята урок сегодня необычный, мы будем работать в лабораториях. Результат работы лаборатории будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Каждый из вас сам оценит свой труд в работе лаборатории».

Предлагаю карты «Учет знаний и умений. Рефлексия урока», где учащиеся тремя цветами отмечают свой труд и свое настроение в конце урока.

O красный – 5

O зеленый – 4

O желтый – 3

 

Учет знаний и умений. Рефлексия урока

 

Фамилия, имя ученика

 

Вопросы

 

Опыты

 

Наблюдение

 

Измерение

 

Мое настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация опорных знаний (повторение).

Презентация «Естественные науки»:

   Знаешь ли ты науки о природе?                     

 

Без этой науки трудно добыть полезные ископаемые, так как она изучает месторождения полезных минералов?   Какая эта наука? Геология

    Если исключить эту науку из обихода человека, то невозможно было бы проехать в автомобиле, полетать на самолете, не было бы холодильника, подъемного крана, компьютера?    Физика

 

   Как  работает сердце человека, как устроен лист растения, почему выделяют кислород растения, почему в нашем лесу не водятся обезьяны. Ответ на вопрос даст наука…  Биология

 Почему вымирают коалы в Китае, почему опасно загрязнять Мировой океан, как сберечь нашу Землю от катастрофы. Этими проблемами занимается наука…  Экология

   Сколько на Земле океанов. С какими государствами граничит наша страна, климат каждого материка известен науке…  География

 

Графит – стержень карандаша и алмаз – резец стекла. Это вещества, состоящие из одного элемента. Какая наука доказала их родство?    Химия

 

   Обсерватория. Телескоп. Ежедневные наблюдения за небесными светилами. Люди какой профессии трудятся здесь?   Астрономия

                                 

·          Работа учащихся с табличками названия наук.

 

 

 

 

 

 

Ракета и травинка

 
Какая наука главнее?

Прошу мне ответить Без всякой заминки

Ракета сложней  Или проще травинка?

Вы скажете сразу: Ракета сложнее,

Она и нужнее, Она и важнее.

Она состоит из миллиона деталей!

Её миллион человек собирали.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя  Полевую травинку.

Верней, для травинки  Найдутся детали,

Но вы соберете травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринку –

Кусочка от этой  Зеленой травинки.

Выходит, травинка  Сложней, чем ракета.

Как просто все это.

Как сложно все это!

 

 
     

 

                                                                                                                   

·           Стихотворение Е. Ефимского  «Ракеты и травинка». В каждом классе читают стихотворение призеры или участники игры «Енот».

 

Всюду жизнь

 

Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,

Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,

И комар завопит из прозрачных тенет,

Паучок упадет, как зеленый горошек.

 

Меж таинственных, кряжистых ив да осин

Ключевой ручеек моет ноги в смороде.

Тянет  спиртом от сваленных бурей лесин,

Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.

 

Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?

Как жестоки порой наши вольные руки.

Где, вы, души, готовые петь и рыдать

Над невзрачным цветком в век могучей науки?

 

 

·          Стихотворение «Всюду жизнь» (А. Целищев).

Учитель: «Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы наблюдать…»

 

3. Изложение новой темы.

Учитель: «Наблюдение относится к одному из основных методов познания природы, именно этот вопрос сегодня рассматривается в наших лабораториях».

Презентация «Методы изучения природы»:

                                         Схема

                             

Инструкция как вести исследования:

Проводишь ли ты наблюдение или поставишь опыт, в любом случае необходимо научиться отвечать на следующие вопросы:

- зачем делаю? (цель опыта или наблюдения);

- как делаю? (ход работы);

- что получил или увидел? (результат работы);

- вывод.

Напутствие юным исследователям.

Воспитай эти качества. Жизнь вокруг разнообразна, удивительна и сложна. Свои тайны она открывает самым терпеливым, любознательным и трудолюбивым. Будь таким и мир живых организмов вознаградит тебя за труд своей красотой и неожиданностью.

Учитель: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» (Н. Рысненков).

Постановка задачи. (Практическая работа в группах). Сегодня в лабораториях с помощью опытов выявите условия, необходимые для жизни в почве, чтобы в ней жили и крот и червь, корни деревьев и трав и мельчайшие почвенные бактерии. (Рисунок «Обитатели почвы». Рисунок взят с учебника экология 9 класс. Ребята перечисляют, что нужно для жизни в почве).

Учитель: «Ребята, помните о правилах работы с лабораторным оборудованием и инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ. Народная мудрость гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне самому действовать, и я смогу». Пусть у вас все получится, не бойтесь  ошибаться, кто ошибается  - тот работает, кто работает – тот мыслит, кто мыслит – тот творит».

Работа лабораторий по инструкциям проведения опытов.

Опыт №1(работа для группы №1)

Бросьте комочек сухой почвы в стакан с водой.

Наблюдайте, что при этом происходит.

Подумайте, о чем это говорит.

Проверьте себя: это доказывает, что в почве есть…

Опыт №2(работа для группы №2)

Кусочек свежей почвы опустите в сухую пробирку и нагревайте над спиртовкой.

Наблюдайте, что при этом происходит.

Подумаете, о чем это говорит.

Проверьте себя: это доказывает, что в почве есть ...

Опыт№3 (работа для группы №3)

Кусочек почвы прокаливайте на огне спиртовки.

Наблюдайте, что при этом происходит.

Подумайте, о чем это говорит

Проверьте себя: почва ….., это доказывает что в почве есть…

 

Опыт№4(работа для группы №4)

Заранее прокаленную почву опустите в стакан с водой. Размешайте ее.

Наблюдайте, как пойдет оседание частиц почвы. Рассмотрите осадок.

Подумайте, о чем это говорит.

Проверьте себя: в почве есть ... и  ... .

Опыт№5 (работа для группы №5)

В фарфоровой чашке над спиртовкой выпаривайте заранее профильтрованный раствор почвы.

Наблюдайте, что при этом происходит.

Подумайте, о чем это говорит.

Проверьте себя: в почве есть ..., которые растворяются в воде, а при выпаривании выпадают в осадок.

Представления, защита мини-проектов (отчет групп).

 

Учитель: «Ребята, можно ли почву назвать средой обитания для организмов?» (ответы ребят: в почве есть условия для жизни организмов – результаты опытов: воздух, вода, органические вещества, минеральные соли). Ответы ребят конкретизирую (Работа со схемой «Состав почвы»).

Состав почвы

Воздух

 

Органические вещества               Перегной                     Гумус

 

Вода

 
 

 

 

 


Учитель: «Ребята, а как в почве образуется перегной, гумус (органические вещества) и минеральные соли? Вода – что это для почвы, откуда она берется в почве?». Работа с рисунком «Круговорот веществ и почва» (мировоззренческое воспитание учащихся, межпредметные связи). Рисунок взят с учебника «Природоведение» 4 класс. «Узнали рисунок?» (Преемственность).

«Вода – сок жизни» (Леонардо да Винчи). Минеральные соли из почвы доступны корням растений только в виде растворов, поэтому важно сохранить влагу в почве (охрана почв).

«… Остановись! Одумайся!

Шепчут человеку леса.

Не оголяй землю.

Не превращай ее в пустыню.

Пощади! – вторит земля.

Ты вырубаешь деревья, это лишает меня влаги.

Я иссыхаю… Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка»

(слова на таблице  с красным фоном) – призыв охраны почвы. Чтоб почва не исчезла, она в природе образуется медленно, а разрушается легко, чтоб жители почвы крот и дождевой червяк (рисунки животных) не исчезли как эти животные «Навсегда исчезнувшие с лица Земли» (рисунки животных на красном фоне таблицы), без этих животных и самой почвы не будет. Вспомните, пожалуйста, какое значение имеет дождевой червь для почвы? (рыхлит, способствует образованию перегноя, улучшает структуру) – экологическое воспитание учащихся.

Второй метод изучения природы -  наблюдения, методом наблюдения пользуются ученые разных специальностей.

Работа в лабораториях по наблюдениям за живыми объектами.

1. Движение дождевого червя.

·     Осторожно возьмите дождевого червя в руки. Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое это может иметь значение.

·     Осторожно проведите пальцем по брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?

·     Положите червя на лист шероховатой бумаги и прислушайтесь к шороху щетинок о бумагу. Понаблюдайте за изменением формы тела при движении червя.

2. Понаблюдайте за перемещением брюхоногого моллюска в банке с водой.

·     Как меняется внешний вид мускулистой ноги при движении животного?

     3. Понаблюдайте  за движением рыб в банке. Подумайте, какие особенности строения рыб делают их великолепными пловцами.

Заполните таблицу.

Животные

Среда обитания

Как передвигаются

Приспособления к передвижению

Дождевой червь

 

 

Форма тела ______________________

Тело покрыто ____________________

Имеются ________________________

 

Брюхоногий моллюск

 

 

Прикрепляются к стеклу с помощью

___________________________________

 

Рыба

 

 

Форма тела _______________________

Тело покрыто _____________________

Главные органы движения ___________________________________

 

 

Вывод. Почему приспособления к движению у разных животных различны?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдения за движением животных проводятся с помощью ручных луп.

Представления, защита мини-проектов (отчет групп).

Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерения.

Работа в группах по коллекциям «Хвойные». Производят измерения и проводят наблюдения. Заполняют таблицу.

Дерево

 

 

Хвоя

Шишки

Длина

Цвет

Расположение на ветке

Длина

Форма

Количество семян на чешуйках

Ель

 

 

 

 

 

 

Сосна

 

 

 

 

 

 

Лиственница

 

 

 

 

 

 

Вывод. Почему хвоя и шишки у разных деревьев различны?

Представления, защита мини-проектов (отчет групп).

Подведение итогов урока с выходом на рефлексию (Диалог).

- что понравилось на уроке?

- появилось ли желание исследовать природу?

- с каким настроением уходите с урока?

Домашнее задание  (по выбору):

- лабораторная работа «Органические вещества семени»;

- закладка семян на проращивание;

- измерения длины листьев комнатного растения.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА                                                                                                                            «ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СЕМЕНИ».

Задания:

 

Наблюдения, выводы

 

1.     Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста.

 

Как изменилось тесто?   

2.     Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.

 

Как изменилась вода в стакане?

3.     Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.

 

Как изменился цвет воды?

4.     Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто.

 

Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

5.     Положите семя подсолнечника между двумя листьями белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша.

 

Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?

 

 

 

 

 

 

 

Задание. Заложи на проращивание семена с целью выяснить условия, необходимые для их прорастания. Начиная с третьего дня, подсчитывай количество проросших семян в каждом стакане и записывай в соответствующую графу таблицы. Если семена не начали прорастать, ставь прочерк. Следи, чтобы за все время наблюдения семена были обеспечены условиями, показанными в таблице.

В ы в о д : ______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Дни

Обеспечение семян условиями

1 влага          тепло,  воздух

 

 

 

 


                   

2 воздух                           тепло

 

3 влага   тепло

 

4 влага   воздух

 

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание.

1.     Измерьте длину листьев любого комнатного растения и запишите данные в тетрадь.

2.     Подсчитайте количество листьев одинаковой длины. Заполните таблицу.

 

 

Длина листа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество листьев данной длины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Определите, какая длина встречается наиболее часто _____________________, редко ________________________.

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz