Конспект интегрированного урока – практикума
«Методы
изучения природы» (5 «а», 5
«б», 5 «в» классы) (автор: учитель биологии Останина Т.Н.)
Цель урока:
формирование положительной познавательной мотивации к учению с применением
практическо - исследовательского метода, работы в группах, рефлексии.
Задачи урока:
· обобщить
и закрепить знания учащихся об естественных науках;
· развить
знания учащихся о методах изучения природы;
· продолжить
работу по формированию практических и исследовательских навыков;
· закрепить
навыки работы с лабораторным оборудованием;
· воспитать
культуру общения учащихся при работе в группах и характера юного исследователя;
· развивать
грамотную монотонную устную речь;
· расширить
кругозор учащихся: мировоззренческое воспитание, межпредметные связи,
преемственность;
· воспитать
бережное отношение к природе (экологическое воспитание).
Оборудование: карты
«Учет знаний и умений. Рефлексия урока», таблички с названием
наук, мультимедийные презентации в виде слайдов, рисунок «Обитатели почвы»,
раздаточный материал (инструкции по проведению опытов, лабораторное
оборудование, образцы почв, схемы «Состав почвы»), рисунок «Круговорот веществ
и почва», таблицы с красным фоном (призыв охраны почвы и навсегда исчезнувшие
животные с лица Земли), натуральные объекты для наблюдений, ручные лупы, коллекции
«Хвойные», инструкции к домашним заданиям по выбору.
Ход
урока
1.
Организационный момент. Рассаживание учащихся по
группам (лабораториям).
Учитель:
«Ребята урок сегодня необычный, мы будем работать в лабораториях. Результат
работы лаборатории будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны
работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Каждый из вас сам
оценит свой труд в работе лаборатории».
Предлагаю
карты «Учет знаний и умений. Рефлексия урока», где учащиеся тремя цветами
отмечают свой труд и свое настроение в конце урока.
O
красный – 5
O
зеленый – 4
O
желтый – 3
Учет
знаний и умений. Рефлексия урока
Фамилия,
имя ученика |
Вопросы |
Опыты |
Наблюдение |
Измерение |
Мое
настроение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Актуализация
опорных знаний (повторение).
Презентация
«Естественные науки»:
Знаешь ли ты науки о природе?
Без этой науки трудно добыть полезные ископаемые, так как она изучает
месторождения полезных минералов? Какая
эта наука? Геология
Если исключить эту науку из обихода
человека, то невозможно было бы проехать в автомобиле, полетать на самолете, не
было бы холодильника, подъемного крана, компьютера? Физика
Как
работает сердце человека, как устроен лист растения, почему выделяют
кислород растения, почему в нашем лесу не водятся обезьяны. Ответ на вопрос
даст наука… Биология
Почему вымирают коалы в Китае, почему опасно
загрязнять Мировой океан, как сберечь нашу Землю от катастрофы. Этими
проблемами занимается наука… Экология
Сколько на Земле океанов. С какими
государствами граничит наша страна, климат каждого материка известен науке… География
Графит – стержень карандаша и алмаз – резец стекла. Это вещества, состоящие из одного элемента. Какая наука доказала их родство? Химия
Обсерватория. Телескоп. Ежедневные
наблюдения за небесными светилами. Люди какой
профессии трудятся здесь? Астрономия
·
Работа учащихся с табличками названия наук.
Ракета и травинка
Какая наука главнее?
Прошу
мне ответить Без всякой заминки Ракета
сложней Или
проще травинка? Вы
скажете сразу: Ракета сложнее, Она
и нужнее, Она и важнее. Она
состоит из миллиона деталей! Её
миллион человек собирали. Тогда
вам услышать, быть может, в новинку, Что
сделать нельзя Полевую травинку. Верней,
для травинки Найдутся
детали, Но
вы соберете травинку едва ли. Вам
даже не сделать пустячной соринку – Кусочка
от этой Зеленой травинки. Выходит,
травинка Сложней, чем ракета. Как
просто все это. Как
сложно все это!
·
Стихотворение
Е. Ефимского «Ракеты и травинка». В
каждом классе читают стихотворение призеры или участники игры «Енот».
Всюду жизнь
Сизый
селезень в озере воду крылом расплеснет,
Серебристым
дождем брызнет стайка рыбешек,
И комар
завопит из прозрачных тенет,
Паучок
упадет, как зеленый горошек.
Меж
таинственных, кряжистых ив да осин
Ключевой
ручеек моет ноги в смороде.
Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,
Пляшут
весело мошки в хмельном хороводе.
Всюду
жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?
Как
жестоки порой наши вольные руки.
Где,
вы, души, готовые петь и рыдать
Над
невзрачным цветком в век могучей науки?
·
Стихотворение «Всюду жизнь» (А. Целищев).
Учитель:
«Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы
наблюдать…»
3. Изложение
новой темы.
Учитель:
«Наблюдение относится к одному из основных методов познания природы, именно
этот вопрос сегодня рассматривается в наших лабораториях».
Презентация
«Методы изучения природы»:
Схема
Инструкция как вести
исследования:
Проводишь ли ты наблюдение или
поставишь опыт, в любом случае необходимо научиться отвечать на следующие
вопросы:
- зачем делаю? (цель опыта или наблюдения);
- как делаю? (ход работы);
- что получил или увидел? (результат работы);
- вывод.
Напутствие юным исследователям.
Воспитай эти качества. Жизнь
вокруг разнообразна, удивительна и сложна. Свои тайны она открывает самым терпеливым, любознательным и трудолюбивым. Будь таким
и мир живых организмов вознаградит тебя за труд своей красотой и
неожиданностью.
Учитель: «От нас природа тайн
своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» (Н. Рысненков).
Постановка
задачи. (Практическая работа
в группах). Сегодня в лабораториях с помощью опытов выявите условия,
необходимые для жизни в почве, чтобы в ней жили и крот и червь, корни деревьев
и трав и мельчайшие почвенные бактерии. (Рисунок «Обитатели
почвы». Рисунок взят с учебника экология 9 класс. Ребята
перечисляют, что нужно для жизни в почве).
Учитель:
«Ребята, помните о правилах работы с лабораторным оборудованием и инструкции по
охране труда при проведении лабораторных работ. Народная мудрость гласит «Скажи
мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне самому действовать, и я смогу».
Пусть у вас все получится, не бойтесь
ошибаться, кто ошибается - тот работает,
кто работает – тот мыслит, кто мыслит – тот творит».
Работа
лабораторий по инструкциям проведения опытов.
Опыт №1(работа для группы №1)
Бросьте
комочек сухой почвы в стакан с водой.
Наблюдайте, что при этом происходит.
Подумайте, о чем это говорит.
Проверьте себя: это доказывает, что в почве
есть…
Опыт №2(работа для группы №2)
Кусочек
свежей почвы опустите в сухую пробирку и нагревайте над спиртовкой.
Наблюдайте, что при этом происходит.
Подумаете, о чем это говорит.
Проверьте себя: это доказывает,
что в почве есть ...
Опыт№3 (работа для группы
№3)
Кусочек
почвы прокаливайте на огне спиртовки.
Наблюдайте, что при этом происходит.
Подумайте, о чем это говорит
Проверьте себя: почва ….., это доказывает что в почве есть…
Опыт№4(работа для группы
№4)
Заранее
прокаленную почву опустите в стакан с водой. Размешайте ее.
Наблюдайте, как пойдет оседание частиц
почвы. Рассмотрите осадок.
Подумайте, о чем это говорит.
Проверьте себя: в почве есть ... и ... .
Опыт№5 (работа для группы
№5)
В фарфоровой
чашке над спиртовкой выпаривайте заранее профильтрованный раствор почвы.
Наблюдайте, что при этом происходит.
Подумайте, о чем это говорит.
Проверьте себя: в почве есть ..., которые растворяются в воде, а при выпаривании выпадают в
осадок.
Представления, защита мини-проектов (отчет групп).
Учитель:
«Ребята, можно ли почву назвать средой обитания для организмов?» (ответы ребят:
в почве есть условия для жизни организмов – результаты опытов: воздух, вода,
органические вещества, минеральные соли). Ответы ребят конкретизирую (Работа со
схемой «Состав почвы»).
Состав почвы
Воздух Органические
вещества Перегной
Гумус Вода
Учитель: «Ребята, а как в почве образуется
перегной, гумус (органические вещества) и минеральные соли? Вода – что это для
почвы, откуда она берется в почве?». Работа с рисунком «Круговорот веществ и
почва» (мировоззренческое воспитание учащихся, межпредметные связи). Рисунок
взят с учебника «Природоведение» 4 класс. «Узнали рисунок?» (Преемственность).
«Вода – сок
жизни» (Леонардо да Винчи). Минеральные соли из почвы доступны корням растений
только в виде растворов, поэтому важно сохранить влагу в почве (охрана почв).
«… Остановись! Одумайся!
Шепчут человеку леса.
Не оголяй землю.
Не превращай ее в пустыню.
Пощади! – вторит земля.
Ты вырубаешь деревья, это лишает меня влаги.
Я иссыхаю… Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка»
(слова на таблице с красным фоном) – призыв охраны почвы. Чтоб
почва не исчезла, она в природе образуется медленно, а разрушается легко, чтоб
жители почвы крот и дождевой червяк (рисунки животных) не исчезли как эти
животные «Навсегда исчезнувшие с лица Земли» (рисунки животных на красном фоне
таблицы), без этих животных и самой почвы не будет. Вспомните, пожалуйста, какое
значение имеет дождевой червь для почвы? (рыхлит, способствует образованию
перегноя, улучшает структуру) – экологическое воспитание учащихся.
Второй метод изучения природы - наблюдения, методом наблюдения пользуются
ученые разных специальностей.
Работа в лабораториях по наблюдениям за живыми объектами.
1. Движение дождевого червя.
·
Осторожно возьмите дождевого червя в
руки. Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое
это может иметь значение.
·
Осторожно проведите пальцем по
брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?
·
Положите червя на лист шероховатой
бумаги и прислушайтесь к шороху щетинок о бумагу. Понаблюдайте за изменением
формы тела при движении червя.
2. Понаблюдайте за
перемещением брюхоногого моллюска в банке с водой.
·
Как меняется внешний вид мускулистой
ноги при движении животного?
3. Понаблюдайте за движением рыб в банке. Подумайте, какие
особенности строения рыб делают их великолепными пловцами.
Заполните таблицу.
Животные |
Среда обитания |
Как передвигаются |
Приспособления к передвижению |
Дождевой
червь |
|
|
Форма тела
______________________ Тело
покрыто ____________________ Имеются ________________________ |
Брюхоногий
моллюск |
|
|
Прикрепляются
к стеклу с помощью ___________________________________ |
Рыба |
|
|
Форма тела
_______________________ Тело
покрыто _____________________ Главные
органы движения ___________________________________ |
Вывод. Почему приспособления к движению у разных
животных
различны?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдения за движением животных проводятся
с помощью ручных луп.
Представления, защита мини-проектов (отчет групп).
Очень часто при изучении природы применяют еще один метод –
измерения.
Работа в группах по коллекциям
«Хвойные». Производят измерения и проводят наблюдения. Заполняют таблицу.
Дерево |
Хвоя
|
Шишки
|
||||
Длина |
Цвет |
Расположение
на ветке |
Длина |
Форма |
Количество
семян на чешуйках |
|
Ель |
|
|
|
|
|
|
Сосна |
|
|
|
|
|
|
Лиственница
|
|
|
|
|
|
|
Вывод. Почему хвоя и шишки у разных деревьев
различны?
Представления, защита мини-проектов (отчет групп).
Подведение итогов урока с выходом на рефлексию (Диалог).
- что понравилось на уроке?
- появилось ли желание исследовать
природу?
- с каким настроением уходите с
урока?
Домашнее задание (по
выбору):
- лабораторная работа «Органические
вещества семени»;
- закладка семян на проращивание;
- измерения длины листьев комнатного
растения.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА «ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СЕМЕНИ».
Задания: |
Наблюдения,
выводы |
1.
Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и
сделайте комочек теста. |
Как
изменилось тесто? |
2.
Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой
и промойте его. |
Как
изменилась вода в стакане? |
3.
Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. |
Как
изменился цвет воды? |
4.
Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который
опускали тесто. |
Как
изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод? |
5.
Положите семя подсолнечника между двумя листьями белой
бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. |
Что
произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод? |
Задание. Заложи
на проращивание семена с целью выяснить условия, необходимые для их
прорастания. Начиная с третьего дня, подсчитывай количество проросших семян в
каждом стакане и записывай в соответствующую графу таблицы. Если семена не
начали прорастать, ставь прочерк. Следи, чтобы за все время наблюдения семена
были обеспечены условиями, показанными в таблице.
В ы в о д
: ______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Дни |
Обеспечение
семян условиями |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 влага
тепло, воздух |
2 воздух тепло |
3 влага
тепло |
4 влага
воздух |
||||||||||||||||||||||||||||
3-й 4-й 5-й 6-й 7-й |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Задание.
1. Измерьте длину листьев
любого комнатного растения и запишите данные в тетрадь.
2. Подсчитайте количество
листьев одинаковой длины. Заполните таблицу.
Длина листа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество листьев данной длины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определите,
какая длина встречается наиболее часто _____________________, редко ________________________.