Индивидуальная образовательная
программа
Тюленевой Валерии (2 «в» класс)
МОУ средняя общеобразовательная школа №3 г. Нытва
Школьный музей.
Кружок «Отечество»
(2009-10 учебный год)
Тема: Украшения
головы и волос у народов, населяющих
Верхнее Прикамье в
эпоху средневековья.
Руководитель: педагог дополнительного образования
Черепанова Т.П.
Цель: Подготовка ребенка к исследовательской деятельности.
Задачи:
1). Изучить
краеведческую литературу и музейные экспонаты по заданной теме;
2). Дать основы исследовательского поведения;
3). Развить основные навыки исследовательского поиска и написания
исследовательской работы.
Учебно - тематический план
№ п\п |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
|
||
1 |
Вводное занятие. Что такое материальная культура. |
1 |
|
1 |
2 |
Зооморфные украшения, коньковые подвески. Налобные повязки и венчики, покрывало, платок как головной убор. |
2 |
|
2 |
3. |
Волосы как метафора связи неба с землей и сосредоточение душевной силы. |
|
3 |
3 |
4. |
Обсуждение презентации «История прикамского костюма». |
2 |
2 |
4 |
5. |
Элементы исследовательского поведения |
5 |
|
5 |
6. |
Оформление исследовательской работы |
|
17 |
17 |
7. |
Выступление с творческой работой на классных часах начальной школы. |
|
2 |
2 |
Итого: |
10 |
24 |
34 |
1. Вводное занятие.
Что такое материальная культура. Обсуждение составляющих материальной культуры:
одежда, пища, жилище, утварь, мебель и т.п. на примере музейных экспонатов
школьного музея.
Что значили украшения для женского костюма.
Знакомство с книгой Н.Б. Крыласовой «История прикамского костюма».
2.
Зооморфные
украшения, коньковые подвески. Налобные повязки и венчики,
покрывало, платок как головной убор.
Их рисунок в тетрадь.
3.
Волосы
как метафора связи неба с землей и сосредоточение душевной силы.
Накосники как характерная черта фино-угорского костюма, их магическая функция. Шумящие подвески, пронизки. Бусы. Колокольчики, костяные привески. Височные привески.
Запреты, связанные с волосами. Косы, распущенные волосы. Ложные косы.
Арочные подвески как культ богини и матери.
4. Обсуждение презентации «История прикамского костюма». Обсуждение
украшений.
Анкетирование классных коллективов о значении украшений в жизни человека.
5. Элементы исследовательского поведения.
· Выработка и постановка гипотез. Учимся выдвигать гипотезы при помощи слов: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если» с использованием раздаточного материала.
· Наблюдения. Запомнить, вспомнить и назвать все детали музейного экспоната, нарисовать его.
·
Источники
информации (анкетирование, интервью, литература). Правильное составление списка
используемой литературы.
6. Оформление исследовательской работы. Требования к оформлению
исследовательских работ учащихся. Структура работы. Тезисы. Доклад.
Презентация. Требования к оформлению исследовательских работ учащихся.
Структура работы. Просмотр ранее написанных исследовательских работ
краеведческое направленности. Оформление титульного листа. Иллюстративный
материал. Выписки, цитаты из раздаточного материала. Правила поведения
докладчика.
7. Выступление
с творческой работой на классных часах начальной школы.