ПРИНЯТО

Педагогическим советом

 МОУ ООШ №3 г.Нытва

 «30» августа 2011 года,

 протокол № 1

 

 

УТВЕРЖДЕНО

и.о.директора МОУ ООШ №3 гытва

 

__________ Н.В.Безушко

 

 

Программа

по охране здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нытва, 2011г.

 

Программа «Здоровье»

 

Цель программы: Создание  условий, способствующих сохранению и укреплению физического здоровья, развитию массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с участниками образовательного процесса.

 

 

Пояснительная записка

Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а са­мое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороть­ся всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо.

В укреплении здоровья детей и подростков перво­степенное значение имеет преодоление гиподина­мии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелет­ной мускулатуры, препятствующей нарушению осан­ки, появлению плоскостопия и других отклонений в со­стоянии здоровья.

Предлагаемая программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формирова­нию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физическо­го воспитания. Она охватывает многие вопросы спе­циальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досу­га. Значительную роль в реализации программы игра­ет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Родители должны уделять достаточное внимание за­каливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, программа «Здоровье», носящая ком­плексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школь­ных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физическо­го развития детей.

 

 

 

 Задачи программы «Здоровье»:

 

В работе с учащимися

1.        Формировать личность школьника, способную са­мостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

·         обучать жизненно важным умениям и навыкам;

·         развивать двигательные качества;

·         обеспечивать получение знаний в области физи­ческой культуры и спорта;

·         формировать умения контролировать и кор­ректировать изменения своего физического со­стояния.

2.        Придать занятиям физическими упражнениями оз­доровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для раз­ных категорий учащихся:

·         школьников с ослабленным здоровьем, с отстава­нием в физическом развитии;

·         школьников, освобожденных от уроков физичес­кой культуры на учебный год;

·         школьников специальной медицинской группы;

·         школьников, демонстрирующих значительные ус­пехи в спорте.

 

В работе с педагогическим коллективом

1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоро­вительную работу с учащимися и сами ведут здоро­вый образ жизни.

Организуя и оценивая работу преподавателей физи­ческой культуры, особое внимание уделить:

·         эффективности уроков физической культуры и за­нятий с детьми подготовительной и специальной ме­дицинской групп;

·         приросту физической подготовленности учащих­ся (по тестам, нормативам) за разные отрезки вре­мени — четверть, полугодие, год;

·         охвату учащихся внеклассной и внешкольной мас­сово-оздоровительной работой;

·         педагогической активности учителя (участию в за­седаниях педсовета школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.).

2. Организовать в течение учебного года серию про­фессиональных занятий (семинар, конференция, круг­лый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учите­ля как часть его общепедагогической культуры». При­влечь к организации этих занятий специалистов в
области педагогики, психологии, а так­же врачей.

3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровитель­ные мероприятия для педагогического коллектива:

·         совместные соревнования учителей и учеников школы (матчи, турниры, эстафеты) с освещени­ем результатов на школьных информационных стен­дах, на сайте школы;

·         занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы.

4. Систематически проводить консультации для учите­лей по вопросам здорового образа жизни и физичес­кого воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.

В работе с родителями

Достичь тесного сотрудничества педагогического кол­лектива, учеников и родителей в организации здоро­вого образа жизни детей путем:

·         демонстрации личного примера родителей и учи­телей в пропаганде здорового образа жизни;

·         проведения совместных занятий детей и родите­лей, участия в играх на воздухе, походах, спортив­ных соревнованиях, организуемых в школе;

·         организации выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сооб­щениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоро­вье берегу, сам себе я помогу» и т.п.

·         приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и сорев­нования;

·         ознакомления родителей с требованиями комп­лексной программы физического воспитания уча­щихся посредством консультаций, информацион­ных писем и буклетов, выступлений на родитель­ских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;

·         разработки индивидуальных заданий (рекоменда­ций) для родителей по оздоровлению их детей, име­ющих отклонения в состоянии здоровья;

·         активного использования возможностей школь­ных информационных ресурсов: сайта, стендов; написания ин­формационных материалов и статей, посвящен­ных укреплению здоровья и пропаганде здорово­го образа жизни.

 

Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»

В процессе реализации программы «Здоровье» ис­пользуются следующие формы физкультурно-оздоро­вительной и спортивно-массовой работы:

·         урок физической культуры;

·         мероприятия в режиме учебного дня школы (физ­культурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переме­нах, физкультурные занятия в послеурочное время);

·         занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

·         спортивные праздники;

·         соревнования по различным видам спорта;

·         туристические походы, экскурсии;

·         «Дни здоровья»;

·         спортивные викторины;

·         устные журналы спортивной направленности;

·         теоретические занятия, беседы, семинары;

·         смотр-конкурс физической готовности учащихся школы к жизнедеятельности;

·         занятия по курсу «Основы безопасности жизне­деятельности»;

·         наглядная агитация («Галерея успехов», стенды, плакаты, таблица рекордов школы).

Медицинское обеспечение программы «Здоровье»

С первого класса на каждого учащегося школы заво­дится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состо­яния здоровья. Медицинская карта позволяет просле­дить, как развивается и взрослеет ученик, какие и ког­да у него появились отклонения в здоровье. Медицинское обеспечение включает:

·         распределение учащихся по группам здоровья;

·         помощь врача и медицинской сестры школы в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицин­ской группе;

·         составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;

·         беседы врачей с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;

·         профилактические прививки учащихся и учите­лей;

·         заполнение паспортов здоровья классов;

·         заполнение паспорта физического развития уча­щихся;

·         диспансеризацию педагогического коллектива школы.

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы «Здоровье»

·         предупреждение конфликтных ситуаций «учи­тель—ученик», «ученик —ученик»; реализацию про­грамм, направленных на установление доброжела­тельных отношений в  школьном коллективе;

·         решение проблем, связанных с трудностями, воз­никающими у учащихся в процессе занятий физи­ческой культурой; помощь в преодолении психо­логического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;

·         организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психофизического развития на определенном воз­растном этапе;

§  психологические консультации для родителей;

§  реабилитационно-восстановительные програм­мы для учителей;

§  контроль медицинского обслуживания учащихся;

§  контроль качества питания учащихся и учителей в школьной столовой.

Материально-техническое обеспечение программы и источники ее финансирования

·         спортивный инвентарь и спортивное оборудова­ние учебного комплекса школы;

·         компьютерную базу данных;

·         мультимедийное оборудование.

Основные мероприятия комплексно-целевой программы «Здоровье»

 

Программные мероприятия

Сроки

Ответственные

1 . Нормативно-правовое обеспечение

1

Разработка и внедрение паспорта здоровья ученика, класса, учителя, школы, интернет-карты здо­ровья школы

2011-2012 гг.

Администрация школы

2

Отбор школьных программ для работы по оздоровлению детей

Постоянно

Администрация школы

3

Приведение школьного Положения о промежуточной аттестации учащихся в соответствие с современными требованиями охраны и укрепления здоровья детей

2011 г.

Администрация школы

4

Разработка локальных нормативно-правовых документов.

2011 г.

Администрация школы

5

Разработка критериев оценки результатов деятельности школы и ее работников по охране здоровья учащихся

2011 г.

Администрация школы

2. Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья школьников

1

Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП.

• Выявление уровня комфортности учащихся в образовательном процессе.

• Соотношение дозировки письменной домашней работы и пись­менной классной работы.

Валеологический подход к организации урока и перемены.

• Выполнение норм СанПиН при составлении школьного расписания.

• Осуществление контроля учебной нагрузкой при организации учебно-воспитательного процесса.

Постоянно

Администрация школы

2

Корректировка учебных планов и программ

По мере необ­ходимости

Администрация школы

3

Выполнение предложений по улучше­нию санитарно-гигиенического и противопожарного состояния об­разовательного учреждения.

Постоянно

Администрация школы

3. Разработка и внедрение системы оздоровления обучающихся в школе

1

Проведение исследования возможностей микросоциума в работе по укреплению здоровья обучающихся

2011-2013 гг.

Администрация школы

2

Изучение потребности семей, воспитывающих хронически боль­ных детей, в помощи и поддержке

Постоянно

Администрация школы

3

Разработка и внедрение комплексов коррекционно-развивающих занятий, включая физкультминутки, упражнения для расслабле­ния глаз, позвоночника, развития мелкой моторики рук, дыхания

2011-2012 гг.

Администрация школы

4

Введение дополнительных каникулярных дней в феврале для учащихся 1-х классов.

Ежегодно

Администрация школы

5

Обеспечение полноценного горячего питания с учетом состояния здоровья учащихся

Постоянно

Администрация школы

6

Организация питьевого режима учащихся — обеспечение качест­венной водой для питья (установка фильтров)

2011-2013 гг.

Администрация школы

7

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период

По мере необ­ходимости

Администрация школы

4. Подготовка и переподготовка педагогических и административных

кадров по проблемам охраны здоровья

1

Выявление, обобщение и распространение передового педагоги­ческого опыта работы с обучающимися, имеющими отклонения в здоровье

Постоянно

Администрация школы

2

Отбор оптимальных здоровьесберегающих педагогических техно­логий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов

Постоянно

Администрация школы

3

Изучение, обобщение и внедрение опыта образовательных уч­реждений района, области, образовательных учреждений РФ по осущест­влению здоровьесберегающего подхода в ходе УВП

Постоянно

Администрация школы

4

Организация научно-практических конференций, семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся

По мере необ­ходимости

Заместитель ди­ректора поУР

5

Участие в районных научно-практических конференциях и семи­нарах по проблеме повышения качества обучения, сохранения и укрепления здоровья учащихся

Постоянно

Администрация школы

5. Деятельность педагогического коллектива,

направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса

2

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-вос­питательном процессе

Постоянно

Администрация школы,

учителя - предметники

3

Разработка учебного плана с учетом третьего часа физкультуры

2011 г.

Администрация школы

6. Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы

1

Создание условий для самореализации детей в системе внеуроч­ной деятельности

Постоянно

Администрация школы

2

Организация школьных конкурсов, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику нарко­мании, алкоголизма

2011-2013 гг.

Заместитель директора по ВР

3

Проведение Дней здоровья

Согласно плану

Администрация школы, учителя физической культуры

4

Организация лекций и бесед для учащихся с привлечением меди­цинских работников города

Постоянно

Зам. директора по ВР

5

Проведение спортивных соревнований и марафонов

Постоянно

Учителя фи­зической культуры

6

Участие в районных спортивных соревнованиях

Постоянно

Учителя фи­зической культуры

7

Проведение традиционного месячника «Здоровое поколение – здоровая нация!»

Ежегодно

Администрация школы

Учителя фи­зической культуры

8

Проведение спортивных праздников по параллелям «Мама, папа, я — спортивная семья!»

Ежегодно

Учителя фи­зической культуры

9

Проведение «Веселых стартов» по параллелям

Ежегодно

Учителя фи­зической культуры

10

Организация работы спортивных секций

Постоянно

Учителя фи­зической культуры

11

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по воп­росам здоровьесбережения

Постоянно

Замиректора по УР

7. Социально-психологическое сопровождение УВП

1

Внедрение в практику работы ранней диагностики детей с целью профилактики школьной дезадаптации

Постоянно

Классные руководители, психолог

2

Обеспечение помощи детям в адаптации вследствие нарушения здоровья

Постоянно

Классные руководители, психолог, соц.педагог

3

Организация и проведение бесед для родителей по теме «Психо­лого-педагогические основы воспитания детей в семье»

Ежегодно

Классные руководители

4

Осуществление консультативной помощи семье по охране и ук­реплению здоровья учащихся

Постоянно

Администрация школы

5

Диагностика адаптации к школе учащихся 1-х классов

Ежегодно

Психолог

6

Диагностика адаптации к средней школе учащихся 5-х классов

Ежегодно

Психолог

7

Оценка психологического климата школы

Согласно плану

Психолог

8

Оценка психологического климата урока

Согласно плану

Психолог

9

Социально-психологическая помощь семьям, находящимся в со­циально опасном положении

Постоянно

Администрация школы, социальный педагог,  классные руководители.

10

Профилактика школьной и социальной дезадаптации у детей группы риска

Постоянно

Администрация школы, социальный педагог,  классные руководители.

8. Профилактика школьного травматизма

1

Организация дежурства по школе и в столовой с привлечением всех сотрудников школы

Постоянно

Администрация школы

2

Инструктаж по технике безопасности с учащимися школы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий

Постоянно

Классные руково­дители

3

Проведение классных часов и бесед по профилактике

Согласно плану

Классные руково­дители

4

Выполнение программы по обучению учащихся 1-9-х классов правилам дорожной безопасности

Ежемесячно

Классные руково­дители

5

Проведение традиционного Дня защиты детей

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

6

Проведение бесед по теме «Оказание первой медицинской помощи при переломах, ушибах, порезах, сотрясении мозга, поражении электрическим током»

Согласно плану

Медицинский работник школы

7

Оформление и периодическое обновление школьного уголка про­филактики травматизма среди учащихся

Постоянно

Заместитель директора по ВР

8

Проведение школьного конкурса «Безопасное колесо»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

9

Участие в районном конкурсе «Безопасное колесо»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

9. Оздоровительная работа с педагогами

1

Прохождение обязательного медицинского обследования педагогических работников школы

Ежегодно

Администрация школы

2

Профилактика эмоционального «выгорания», профессиональных «выгораний»

Постоянно

Администрация школы

3

Участие учителей школы в районных спортивных мероприятиях работников образования

Постоянно

Администрация школы

4

Проведение психолого-педагогических семинаров по проблемам «Ученик — учитель»

Постоянно

Психологическая служба

10. Взаимосвязь с родителями, общественностью, информационное сопровождение

1

Проведение общешкольной родительской конференции

Ежегодно

Администрация школы

2

Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведе­нию каникул, традиционных школьных праздников и мероприя­тий, направленных на укрепление здоровья школьников

Постоянно

Администрация школы, классные руководители

3

Оформление постоянно действующих стендов «Здоровое поко­ление XXI века»

В течение учебного года

Замиректора по ВР, медицинский работник

11. Укрепление материально-технической базы школы

1

Приобретение дополнительного оборудования для медицинского кабинета

2011-2013 гг.

Администрация школы

2

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря, тренаже­ров нового поколения

2011-2013 гг.

Администрация школы

3

Приобретение комплектов ростовой мебели

2011-2013 гг.

Администрация школы

21

Сайт создан в системе uCoz