ПРИНЯТО Педагогическим
советом МОУ ООШ №3 г.Нытва «30» августа 2011 года, протокол № 1 |
УТВЕРЖДЕНО и.о.директора
МОУ ООШ №3 г.Нытва __________
Н.В.Безушко |
Программа
по охране
здоровья
Нытва,
2011г.
Программа
«Здоровье»
Цель
программы: Создание
условий, способствующих сохранению и укреплению физического
здоровья, развитию массовых и индивидуальных форм
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с участниками образовательного
процесса.
Пояснительная записка
Самое
ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в его жизни –
здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но
и экономически необходимо.
В укреплении
здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии
(недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование
необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению
плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.
Предлагаемая
программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического
коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и
учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает
многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма,
закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в
реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном
контакте со школой.
Сегодня роль
семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Родители должны
уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование
воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить
его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Таким
образом, программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и должна
консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и
психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и
физического развития детей.
Задачи программы «Здоровье»:
В работе с учащимися
1.
Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя
духовно и физически в течение всей жизни:
·
обучать
жизненно важным умениям и навыкам;
·
развивать
двигательные качества;
·
обеспечивать
получение знаний в области физической культуры и спорта;
·
формировать
умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2.
Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую
направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий
учащихся:
·
школьников с
ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
·
школьников,
освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
·
школьников
специальной медицинской группы;
·
школьников,
демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом
1. Морально
и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют
физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ
жизни.
Организуя и
оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:
·
эффективности
уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной и специальной
медицинской групп;
·
приросту
физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки
времени — четверть, полугодие, год;
·
охвату
учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
·
педагогической
активности учителя (участию в заседаниях педсовета школы, изучению и пропаганде
опыта работы и т.д.).
2.
Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар,
конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как
часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий
специалистов в
области педагогики, психологии, а также врачей.
3.
Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для
педагогического коллектива:
·
совместные
соревнования учителей и учеников школы (матчи, турниры, эстафеты) с освещением
результатов на школьных информационных стендах, на сайте школы;
·
занятия
спортивных секций по видам спорта для учителей школы.
4.
Систематически проводить консультации для учителей по вопросам здорового
образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в
совещания методических объединений.
В работе с родителями
Достичь
тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в
организации здорового образа жизни детей путем:
·
демонстрации
личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
·
проведения
совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах,
спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
·
организации
выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями:
«Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.
·
приглашения
родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
·
ознакомления
родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся
посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на
родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
·
разработки
индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей,
имеющих отклонения в состоянии здоровья;
·
активного
использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов;
написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья
и пропаганде здорового образа жизни.
Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»
В процессе
реализации программы «Здоровье» используются следующие формы
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
·
урок
физической культуры;
·
мероприятия
в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика
до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в послеурочное время);
·
занятия с
учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
·
спортивные
праздники;
·
соревнования
по различным видам спорта;
·
туристические
походы, экскурсии;
·
«Дни
здоровья»;
·
спортивные
викторины;
·
устные
журналы спортивной направленности;
·
теоретические
занятия, беседы, семинары;
·
смотр-конкурс
физической готовности учащихся школы к жизнедеятельности;
·
занятия по
курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
·
наглядная
агитация («Галерея успехов», стенды, плакаты, таблица рекордов школы).
Медицинское обеспечение программы «Здоровье»
С первого
класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в
которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния
здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет
ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. Медицинское
обеспечение включает:
·
распределение
учащихся по группам здоровья;
·
помощь врача
и медицинской сестры школы в организации занятий с учащимися, отнесенными по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
·
составление списков
учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
·
беседы
врачей с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
·
профилактические
прививки учащихся и учителей;
·
заполнение
паспортов здоровья классов;
·
заполнение
паспорта физического развития учащихся;
·
диспансеризацию
педагогического коллектива школы.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение
программы «Здоровье»
·
предупреждение
конфликтных ситуаций «учитель—ученик», «ученик —ученик»;
реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений
в школьном коллективе;
·
решение
проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий
физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при
занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним
весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в
физическом развитии;
·
организацию
психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики
психофизического развития на определенном возрастном этапе;
§ психологические консультации для
родителей;
§ реабилитационно-восстановительные
программы для учителей;
§ контроль медицинского обслуживания
учащихся;
§ контроль качества питания учащихся и
учителей в школьной столовой.
Материально-техническое обеспечение программы и
источники ее финансирования
·
спортивный
инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса школы;
·
компьютерную
базу данных;
·
мультимедийное
оборудование.
Основные мероприятия комплексно-целевой программы
«Здоровье»
№ |
Программные мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 . Нормативно-правовое обеспечение |
|||
1 |
Разработка и внедрение паспорта здоровья ученика,
класса, учителя, школы, интернет-карты здоровья
школы |
2011-2012 гг. |
Администрация школы |
2 |
Отбор школьных программ для работы по оздоровлению
детей |
Постоянно |
Администрация школы |
3 |
Приведение школьного Положения о промежуточной
аттестации учащихся в соответствие с современными требованиями охраны и
укрепления здоровья детей |
2011 г. |
Администрация школы |
4 |
Разработка локальных нормативно-правовых документов. |
2011 г. |
Администрация школы |
5 |
Разработка критериев оценки
результатов деятельности школы и ее работников по охране здоровья
учащихся |
2011 г. |
Администрация школы |
2. Обеспечение выполнения законодательства по охране
здоровья школьников |
|||
1 |
Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП. • Выявление уровня комфортности
учащихся в образовательном процессе. • Соотношение дозировки письменной
домашней работы и письменной классной работы. • Валеологический
подход к организации урока и перемены. • Выполнение норм СанПиН при
составлении школьного расписания. • Осуществление контроля учебной
нагрузкой при организации учебно-воспитательного процесса. |
Постоянно |
Администрация школы |
2 |
Корректировка учебных планов и программ |
По мере необходимости |
Администрация школы |
3 |
Выполнение предложений по улучшению
санитарно-гигиенического и противопожарного состояния образовательного
учреждения. |
Постоянно |
Администрация школы |
3. Разработка и внедрение системы оздоровления обучающихся в школе |
|||
1 |
Проведение исследования возможностей микросоциума в
работе по укреплению здоровья обучающихся |
2011-2013 гг. |
Администрация школы |
2 |
Изучение потребности семей, воспитывающих хронически
больных детей, в помощи и поддержке |
Постоянно |
Администрация школы |
3 |
Разработка и внедрение комплексов
коррекционно-развивающих занятий, включая физкультминутки, упражнения для
расслабления глаз, позвоночника, развития мелкой моторики рук, дыхания |
2011-2012 гг. |
Администрация школы |
4 |
Введение дополнительных каникулярных дней в феврале
для учащихся 1-х классов. |
Ежегодно |
Администрация школы |
5 |
Обеспечение полноценного горячего питания с учетом
состояния здоровья учащихся |
Постоянно |
Администрация школы |
6 |
Организация питьевого режима учащихся — обеспечение
качественной водой для питья (установка фильтров) |
2011-2013 гг. |
Администрация школы |
7 |
Организация отдыха и оздоровления детей в летний
период |
По мере необходимости |
Администрация школы |
4. Подготовка и переподготовка педагогических
и административных кадров по проблемам охраны здоровья |
|||
1 |
Выявление, обобщение и распространение передового
педагогического опыта работы с обучающимися,
имеющими отклонения в здоровье |
Постоянно |
Администрация школы |
2 |
Отбор оптимальных здоровьесберегающих
педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения,
созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе,
сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и
педагогов |
Постоянно |
Администрация школы |
3 |
Изучение, обобщение и внедрение опыта
образовательных учреждений района, области, образовательных учреждений РФ по
осуществлению здоровьесберегающего подхода в ходе УВП |
Постоянно |
Администрация школы |
4 |
Организация научно-практических конференций,
семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся |
По мере необходимости |
Заместитель директора поУР |
5 |
Участие в районных научно-практических конференциях
и семинарах по проблеме повышения качества обучения, сохранения и укрепления
здоровья учащихся |
Постоянно |
Администрация школы |
5. Деятельность педагогического коллектива, направленная на
совершенствование учебно-воспитательного процесса |
|||
2 |
Использование здоровьесберегающих
технологий в учебно-воспитательном процессе |
Постоянно |
Администрация школы, учителя - предметники |
3 |
Разработка учебного плана с учетом третьего часа
физкультуры |
2011 г. |
Администрация школы |
6. Организация воспитательной и
физкультурно-оздоровительной работы |
|||
1 |
Создание условий для самореализации детей в системе
внеурочной деятельности |
Постоянно |
Администрация школы |
2 |
Организация школьных конкурсов, направленных на
борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании,
алкоголизма |
2011-2013 гг. |
Заместитель директора по ВР |
3 |
Проведение Дней здоровья |
Согласно плану |
Администрация школы, учителя физической культуры |
4 |
Организация лекций и бесед для учащихся с
привлечением медицинских работников города |
Постоянно |
Зам. директора по ВР |
5 |
Проведение спортивных соревнований и марафонов |
Постоянно |
Учителя физической культуры |
6 |
Участие в районных спортивных соревнованиях |
Постоянно |
Учителя физической культуры |
7 |
Проведение традиционного месячника «Здоровое
поколение – здоровая нация!» |
Ежегодно |
Администрация
школы Учителя физической культуры |
8 |
Проведение спортивных праздников по параллелям
«Мама, папа, я — спортивная семья!» |
Ежегодно |
Учителя физической культуры |
9 |
Проведение «Веселых стартов» по параллелям |
Ежегодно |
Учителя физической культуры |
10 |
Организация работы спортивных секций |
Постоянно |
Учителя физической культуры |
11 |
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность
по вопросам здоровьесбережения |
Постоянно |
Зам.директора по УР |
7. Социально-психологическое сопровождение УВП |
|||
1 |
Внедрение в практику работы ранней диагностики детей
с целью профилактики школьной дезадаптации |
Постоянно |
Классные руководители, психолог |
2 |
Обеспечение помощи детям в адаптации вследствие
нарушения здоровья |
Постоянно |
Классные руководители, психолог, соц.педагог |
3 |
Организация и проведение бесед для родителей по теме
«Психолого-педагогические основы воспитания детей в семье» |
Ежегодно |
Классные руководители |
4 |
Осуществление консультативной помощи семье по охране
и укреплению здоровья учащихся |
Постоянно |
Администрация школы |
5 |
Диагностика адаптации к школе учащихся 1-х классов |
Ежегодно |
Психолог |
6 |
Диагностика адаптации к средней школе учащихся 5-х
классов |
Ежегодно |
Психолог |
7 |
Оценка психологического климата школы |
Согласно плану |
Психолог |
8 |
Оценка психологического климата урока |
Согласно плану |
Психолог |
9 |
Социально-психологическая помощь семьям, находящимся
в социально опасном положении |
Постоянно |
Администрация школы, социальный педагог, классные руководители. |
10 |
Профилактика школьной и социальной дезадаптации у детей группы риска |
Постоянно |
Администрация школы, социальный педагог, классные руководители. |
8. Профилактика школьного травматизма |
|||
1 |
Организация дежурства по школе и в столовой с
привлечением всех сотрудников школы |
Постоянно |
Администрация школы |
2 |
Инструктаж по технике безопасности с учащимися школы
при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий |
Постоянно |
Классные руководители |
3 |
Проведение классных часов и бесед по профилактике |
Согласно плану |
Классные руководители |
4 |
Выполнение программы по обучению учащихся 1-9-х
классов правилам дорожной безопасности |
Ежемесячно |
Классные руководители |
5 |
Проведение традиционного Дня защиты детей |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР |
6 |
Проведение бесед по теме «Оказание первой
медицинской помощи при переломах, ушибах, порезах, сотрясении мозга,
поражении электрическим током» |
Согласно плану |
Медицинский работник школы |
7 |
Оформление и периодическое обновление школьного
уголка профилактики травматизма среди учащихся |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
8 |
Проведение школьного конкурса «Безопасное колесо» |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР |
9 |
Участие в районном конкурсе «Безопасное колесо» |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР |
9. Оздоровительная работа с педагогами |
|||
1 |
Прохождение обязательного медицинского обследования
педагогических работников школы |
Ежегодно |
Администрация школы |
2 |
Профилактика эмоционального «выгорания»,
профессиональных «выгораний» |
Постоянно |
Администрация школы |
3 |
Участие учителей школы в районных спортивных
мероприятиях работников образования |
Постоянно |
Администрация школы |
4 |
Проведение психолого-педагогических семинаров по
проблемам «Ученик — учитель» |
Постоянно |
Психологическая служба |
10. Взаимосвязь с родителями, общественностью, информационное
сопровождение |
|||
1 |
Проведение общешкольной родительской конференции |
Ежегодно |
Администрация школы |
2 |
Вовлечение родителей в совместную деятельность по
проведению каникул, традиционных школьных праздников и мероприятий,
направленных на укрепление здоровья школьников |
Постоянно |
Администрация школы, классные руководители |
3 |
Оформление постоянно действующих стендов «Здоровое
поколение XXI века» |
В течение учебного года |
Зам.директора по ВР,
медицинский работник |
11. Укрепление материально-технической базы школы |
|||
1 |
Приобретение дополнительного оборудования для
медицинского кабинета |
2011-2013 гг. |
Администрация школы |
2 |
Приобретение спортивного оборудования и инвентаря,
тренажеров нового поколения |
2011-2013 гг. |
Администрация школы |
3 |
Приобретение комплектов ростовой мебели |
2011-2013 гг. |
Администрация школы |
21