Мониторинг
сформированности
культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся
в МБОУ ООШ №3 г.Нытва
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
в МБОУ ООШ №3 г.Нытва
Мониторинг сформированности
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся осуществляется в
соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва
"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
Мониторинг
сформированности культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся включает:
1. анализ данных,
характеризующих формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и
физического развития у всех участников образовательного процесса (обучающихся,
учителей, педагогов дополнительного образования и других сотрудников школы);
2. отслеживание динамики
показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья;
показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного
травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности
оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников)
3. проведение
социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся,
воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников
образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного учреждения
комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению
и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об
образовательном учреждении
4. на основе анализа
данных, полученных в результате мониторинга, осуществлять планирование
мероприятий по предотвращению, профилактике или снижению влияния факторов,
негативно влияющих на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а так же
осуществление контроля за их выполнением.
В целях реализации этого направления был составлен
план мероприятий на 2012-2013 учебный год (план учитывает мероприятия в рамках
программы развития школы, плана воспитательной работы школы, плана
дополнительного образования, плана методической работы школы, плана
взаимодействия с организациями и учреждениями)
Наименование
мероприятий |
ответственный |
сроки |
|||
1. Формирование культуры
здоровья и безопасности образа жизни воспитанников |
|||||
1. Улучшение
материально-технической базы, приобретение мебели с ростовыми показателями и
регулируемым наклоном для обучающихся, наглядных пособий. 2. Формирование списков
опекаемых, инвалидов и обучающихся на индивидуальном обучении. 3. Осуществление
взаимодействия с лечебным учреждением по организации просветительской работы
в школе. 4. Отражение в
образовательной программе направлений деятельности, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, безопасного образа жизни обучающихся. 5. Контроль за обеспечением здоровьесберегающей направленности образовательного
процесса:
6. Мониторинг сформированности знаний и навыков культуры здоровья. |
|
в течение года |
|||
|
|||||
1. Осуществления контроля
состояния и содержания территории и помещений, оборудования требованиям
санитарных правил и пожарной безопасности. 2. Контроль санитарного
состояния пищеблока и складских помещений 3. Бракераж готовых блюд. 4. Оснащение учебных
кабинетов в соответствии с
требованиями санитарных правил. 5. Контроль над
соблюдением воздушно-теплового режима и освещенности помещений,
задействованных в образовательном процессе. 6. Обеспечение
медкабинета перевязочным материалом, медикаментами, мединструментами. 7. Смотр санитарно-гигиенического
состояния кабинетов, подготовка учреждения к новому учебному году 8. Комплектование штата
сотрудников специалистами, обеспечивающих проведение оздоровительной работы в
учреждении. 9. Проведение
методической работы с пед.коллективом
по формированию у обучающихся навыков здоровьесбережения. |
зам. директора по АХЧ зам. директора по УВР |
в течение года |
|||
3.Организация образовательного процесса |
|||||
1. Разработка рабочих
программ по физической культуре с учётом трёхчасовой учебной нагрузки. 2. Заключение договоров с
доп.образованием о сотрудничестве (секции
баскетбола, волейбола, гимнастики, спортивные танцы, ритмика, бассейн) .
Работа по программе «Школьный спортивны сертификат» 3. Комплектование секций спортивно-оздоровительной
направленности. 4. Осуществление контроля за соблюдением охранительного режима при
организации учебно-воспитательного процесса (дозирование учебной нагрузки,
динамических пауз и физминуток) 5. Составление расписания
кружков, режима групп продленного дня в соответствии с СанПиН. 6. Контроль за обеспечением здоровьесберегающей направленности образовательного
процесса:
10. Обеспечение
индивидуального подхода при организации образовательного процесса:
11. Создание
благоприятного психологического климата. |
Учитель по физической культуре зам. директора по УВР медработники, зам. директора по УВР, АХЧ, педагог-организатор |
август сентябрь в течение года |
|||
4. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы |
|
||||
1. Ежедневное
проветривание и влажная уборка классов. 2. Выполнение специальных упражнений на релаксацию, упражнений для глаз при
проведении ежедневной физкультурной пауза в середине урока и на переменах. 3. Утренняя гимнастика
для учащихся начальной школы. 4. Проведение спортивных
соревнований среди обучающихся всех возрастных групп: ·
Эстафета «Здравствуй ,
школа» ·
Первенство школы по баскетболу ·
Веселые старты (начальная школа) ·
Первенство школы по лыжным гонкам ·
Первенство школы по пионерболу ·
«Папа, мама, я – спртивная
семья» ·
Весенний кросс ·
Эстафета «Здравствуй, лето» ·
Неделя здоровья 5. Проведение Дней
здоровья. 6. Организация работы
спортивных секций. |
техработники классные руководители, медработник, зам.дир
по ВР |
в течение года каждую четверть сентябрь |
|||
5. Организация системы просветительской и методической работы с участниками
образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни. |
|||||
1.
Беседы с учащимися об инфекционных
заболеваниях, профилактике гриппа, вирусного гепатита, личной гигиене,
профилактике травматизма, пропаганде ЗОЖ. 2.
Инструктаж по обеспечению безопасности
ОУ ·
Алгоритм действия работников ОУ при
угрозе террористического акта или возникновении иных внештатных ситуаций ·
Противопожарная безопасность: порядок
действий при пожаре, план эвакуации, инструктаж пед.работников по эвакуации учащихся, обязанности
тех.персонала на случай эвакуации ·
О персональной ответственности пед.работников за жизнь и
здоровье учащихся. 3.
Лекторий для родителей на темы по
здоровьесбережению. 4.
Оформление тематических выставок
литературы по вопросам здоровьесбережения. 5.
Пополнение библиотечного фонда
литературой по вопросам здоровьесбережения. 6.
Планирование и организация повышения квалификации
сотрудников по различным вопросам воспитания обучающихся. |
классные руководители
|
в течение года 2 раза в год ноябрь-январь |
|||
6. Организация профилактики употребления
психоактивных веществ обучающимися (программа «Будущее в твоих руках») |
|||||
1. Проведение
методической работы с классными руководителями по профилактике употребления подростками
ПАВ. 2. Анкетирование обучающихся
с целью выявления случаев употребления ПАВ и отношения к ним. 3. Проведение классных
часов, викторин, круглых столов по выработке устойчивой установки соблюдения
здорового образа жизни. 4. Консультирование
родителей по профилактике употребления ПАВ детьми (признаки, меры) |
зам. дир по УВР, соц.педагог |
в течение года |
|||
|
|||||
4.Проведение осмотров на педикулез и кожные заболевания. |
классные руководители медработник администрация |
в течение года по плану в течение года |
|||
8. Мониторинг сформированности культуры здорового
и безопасного образа жизни и здоровья обучающихся. |
|||||
|
директор администрация, класс. рук., зам.директора |
в течение года март январь, май |
|||
Анализ мониторинга и основных мероприятий,
направленных на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.
Медицинское обслуживание в школе осуществляет:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Нытвенская
центральная районная больница», договор от 01.01.2013г.
Медицинский кабинет соответствует санитарным правилам, экспертное заключение
№15/1 от 18 января 2013 года
4. Заболеваемость детей в школе (среднее
число дней, пропущенных одним ребёнком по болезни)
- За 2010 – 2011 учебный год – 3,2
- За
2011-2012 учебный год - 2,1
Среднее число дней,
пропущенных одним ребёнком по болезни снижено на 1,1 день
Особое место в работе с детьми, имеющими отклонение в
состоянии здоровья, занимают вопросы дозирования спортивной и учебной нагрузки.
Поэтому важно распределить учащихся по группам здоровья.
^ Распределение доли обучающихся по группам здоровья
Заболеваемость
учащихся
Нарушение осанки
1-4 классы
Нарушение осанки
5-9 классы
Количество
случаев травматизма
Анкетирование
учащихся
|
|
Анкетирование родителей учащихся 6-7 классов (48
человек)
1.Как Вы оцениваете состояние здоровья своего
ребенка? Хорошее- 38 Удовлетворительное- 9 Плохое -0 затрудняюсь ответить-1 2.Как часто он болеет? 1) болеет не чаще 1 раза в год - 43 2) 3-4 раза в год - 5 3) чаще 5 раз в год- 0 3. Регулярно ли Ваш ребенок делает зарядку? 1) да, это для него необходимость-3 2) иногда делает-12 3) нет, не делает вовсе -33 4. Что, на Ваш взгляд, в школе негативным образом влияет
на здоровье Вашего ребенка? 1) несоответствие помещений и школьного
оборудования гигиеническим нормам 2) непомерные учебные нагрузки 3) ежедневное ношение тяжелых сумок с учебниками 4) стиль общения учителя с учениками 5)отсутствие индивидуального подхода в обучении (в
том числе и на уроках физкультуры) -2 6) конфликты с другими учениками - 3 7) неправильное питание - 15 8) мало оздоровительных мероприятий, секций 9) недостаток просветительской работы по ЗОЖ 10) бедность спортивного оснащения 11) другое_(указали общение с трудными подростками,
употребление алкоголя, курение) 5.Какие меры, по вашему мнению, могут способствовать
сохранению здоровья детей в школе? 1) достаточно того, что есть - 40 |
2) уменьшение нагрузки учеников 3) дифференцированный подход к урокам физкультуры -2 4) лечебные процедуры-6 5) создание условий для психологического комфорта
детей 6) использование здоровьесберегающих
технологий в обучении 7) выполнение гигиенических норм к помещениям 8) оздоровительные процедуры и секции - 9) беседы с ребенком о здоровье 10) обеспечение современным спортивным оборудованием
(бассейн, тренажерный зал, зал для подвижных игр) и мероприятия 11)
другое__________________________________________________________________ 6. В каком виде, на Ваш взгляд, должен получать Ваш
ребенок информацию о здоровье? 1) статьи в газетах и журналах - 0 2) телепередачи - 3 3) школьные уроки -6 4) видеофильмы -1 5) встречи со специалистами (лекции,
беседы и др.) 38 6) другое_________________________________________ 7.Какие темы, касающиеся здоровья, должны быть,
прежде всего, освещены? 1) физические упражнения и спорт - 8 2) курение -4 3) алкоголь 4) половое воспитание 5) нарушение питания - 3 6) влияние наркотиков -3 7) другое______________________________ 17. Необходимо ли, на Ваш взгляд,
проведение в школе различных мероприятий, обогащающих знания родителей о
способах сохранения и укрепления здоровья их детей? 1) да, необходимо -48 2) нет, я и так достаточно осведомлен 3) затрудняюсь сказать |
Мониторинг
ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ.
1.
Требования к целостности системы
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся,
воспитанников включают
системность деятельности по
вопросам здоровьесбережения (отражение в ООП ОУ, уставе и локальных актах
образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся,
воспитанников); |
взаимодействие ОУ с органами исполнительной власти,
правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями
дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта,
здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны
и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников |
преемственность и
непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на
различных ступенях, уровнях образования |
комплексный подход в оказании
психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп
обучающихся, воспитанников |
непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, воспитанников |
+ |
+ |
+ |
+ недостаточный |
+ Добавить критерии |
2.
Требования к соответствию инфраструктуры
образовательного учреждения условиям
соответствие состояния и
содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для
водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных
правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного
движения |
наличие и необходимое
оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также для
хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил |
оснащение учебных кабинетов,
спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с
требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных
образовательных программ |
обеспечение учебных
кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся,
воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым
режимом в соответствии с требованиями санитарных правил |
оснащение в соответствии с
требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала
оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических
мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики
заболеваний, оказания первой медицинской помощи |
наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в
профилактических целях, информационного оборудования по безопасности
жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил |
наличие в образовательном
учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение
оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские работники,
учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги
дополнительного образования, социальные педагоги) |
сформированность культуры
здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного
учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие
ответственного отношения к собственному здоровью). |
+ |
+ |
+ |
+ Постепенная замена оконных
блоков (1/) |
+ |
+ |
+ Необходимо увеличить
штат: психолог, логопед, соц.педагог |
+ |
3.
Требования к рациональной организации
образовательного процесса содержат
включение в основную
общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни, |
реализацию дополнительных
образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной
(аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности |
наличие и реализацию проектов
(целевая программа, программа экспериментальной работы)
спортивно-оздоровительной направленности |
соблюдение санитарных норм,
предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по
реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей
обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в
образовательный процесс педагогических инноваций; |
использование форм, методов обучения и воспитания,
педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям
обучающихся, воспитанников |
использование в
образовательном процессе здоровьесберегающих
приемов, методов, форм, технологий |
соблюдение норм двигательной
активности при организации образовательного процесса в соответствии с
требованиями санитарных правил |
соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том
числе при использовании технических средств обучения,
информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями
санитарных правил |
учет индивидуальных
особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации
образовательного процесса |
обеспечение благоприятных
психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная
интенсивность образовательной среды, благоприятный
эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся
адекватной самооценки, познавательной мотивации). |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ Проработать более детально |
+ Необходима дополнительная работа |
4.
Требования к организации
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном
учреждении включают
организацию
физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками всех групп
здоровья |
организацию занятий по лечебной
физкультуре для обучающихся, воспитанников в соответствии с медицинскими
показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра |
выполнение комплекса
упражнений во время регламентированных перерывов для снижения
нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора,
устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития познотонического утомления |
организацию динамических пауз
(динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной активности |
организацию работы спортивных
секций, кружков, клубов и создание условий, соблюдение режима их (секций,
кружков, клубов) работы в соответствии с требованиями санитарных правил |
организацию воспитательной,
внеурочной (внеаудиторной) деятельности физкультурно-оздоровительной
направленности на каждой ступени общего образования и в системе
профессионального образования |
организацию физкультурных и
спортивных мероприятий с обучающимися, воспитанниками по видам спорта и
комплексных мероприятий (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней
спорта, дней здоровья |
обеспечение участия
обучающихся, воспитанников в региональных, межрегиональных, всероссийских
физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях |
+ |
+ Создать группы леч.физ-ры |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5.
Требования к организации системы
просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса
по вопросам здорового и безопасного образа жизни включают
организацию взаимодействия образовательного
учреждения с организациями (учреждениями) физической культуры и спорта,
туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по
проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, мероприятий по
формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных
привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности |
организацию взаимодействия
образовательного учреждения с общественностью по вопросам сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных
привычек, формирования безопасного образа жизни |
наличие в фонде
информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки)
образовательного учреждения детской, научно-публицистической,
научно-методической литературы, периодических изданий, информационных
ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа
жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных
игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки |
наличие и периодическое
обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации
и ведения здорового образа жизни на различных информационных носителях,
информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения |
наличие и реализацию плана
методических мероприятий, повышения квалификации педагогических и
научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии
и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и
отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий |
+ |
+ Дополнить мероприятиями |
+ дополнить |
+ |
+ |
6.
Требования к организации профилактики
употребления психоактивных веществ обучающимися,
воспитанниками включают
реализацию превентивных
программ, направленных на предотвращение употребления психоактивных
веществ (далее - ПАВ) обучающимися, воспитанниками |
выявление факторов риска
распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку эффективности
реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ |
наличие безопасной
поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат,
реализация тезиса "образовательное учреждение - территория, свободная от
ПАВ", система работы с педагогическими и научно-педагогическими
работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области
создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения). |
+ |
+ Продумать необходимые мероприятия |
+ Продумать встречи со специалистами |
7.
Требования к комплексному сопровождению
системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся,
воспитанников включают
использование рекомендованных
и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного
наблюдения врача |
организацию в соответствии с
требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся,
воспитанников, соответствующего их энергозатратам,
с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона |
наличие системы комплексной
педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся,
воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья |
привлечение педагогических и
медицинских работников к реализации всех направлений работы по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, просвещению родителей
(законных представителей) |
привлечение педагогических
работников и сотрудников правоохранительных органов к реализации направлений
работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей
(законных представителей) |
+ |
+ |
+ (включиться в программу о доступной среде) |
+ |
+ |
8.
Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся, воспитанников содержат
наличие аналитических данных
о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся,
воспитанников |
отслеживание динамики
показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья;
показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного
травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни;
эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников) |
включение в ежегодный отчет
образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных
данных о сформированности культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников |
наличие инструментария
мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, воспитанников
образовательного учреждения |
проведение социологических
исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, воспитанников,
родителей (законных представителей), педагогических и научно-педагогических
работников образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного
учреждения комплексностью и системностью |
+ |
+ |
+ Дополнить информацию на сайте |
Продумать дополнительную систему мониторинга |
+ |