Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Нытва имени Ю.П. Чегодаева



Официальный сайт

Учредитель Администрация Нытвенского муниципального района
Меню сайта








Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Разработки учителей » Основная школа » Уроки

Конспект авторского урока русского языка в 5 «А» классе по теме "Полные и краткие прилагательные" на школьной панораме профмастерства
Источник:
Категория: Уроки | Добавил: Record (18.04.2014) | Автор: Пономарева Светлана Алексеевна W

Конспект  авторского  урока русского языка в 5  «А» классе по теме "Полные и краткие прилагательные" на школьной  панораме профмастерства 18.04.2014 г. 

Урок деятельностной направленности. Урок открытия нового знания.

Деятельностные: формирование у  учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать

Содержательные : дать представление о краткой форме прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Мотивационная беседа:

– Какое время года вы любите? Почему? (Ответы учащихся).

Как многие (некоторые) из вас, я люблю весну. Это замечательное время года, когда природа обновляется. Наверное, по этой причине раньше на Руси Новый год было принято встречать весной.

Работа с текстом:

День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать  весну: “Весна! Что ты нам принесла? Красное летичко!”

II. Актуализация  и пробное учебное действие.

Задание классу:

– Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты ответов учащихся:

– Озаглавьте текст.

– Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

– Найдите прилагательные.

Определите разряды (качественные, относительные, притяжательные) прилагательных в тексте.

Выполнение заданий (на усмотрение учителя).

  III .Выявление места и причины затруднения.                            

Исследовательское задание классу (в парах): карточка №1.

Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.

Распределите слова на группы, количество групп каждый в паре определяет самостоятельно.  Запишите прилагательные в тетрадь.  Выделите в них морфему - окончание.

(Заслушиваем ответы учащихся.. Просим учащихся объяснить предложенное распределение слов на группы. Обращаем внимание на морфологические признаки кратких прилагательных). Рассматриваем вариант учителя.

умный
хороший
красивая
молодая
прекрасное
новое
богатые
важные

умён
хорош
красива
молода
прекрасно
ново
богаты
важны

IV. Проект выхода из затруднения (сформулировать тему и цель своих будущих учебных действий).

– Что общего во всех этих словах? Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Это прилагательные. Какие? Полные и краткие. Почему?

         Вопросы для целеполагания:

– Сформулируйте цель при изучении темы “Полные и краткие прилагательные”.

  V. Реализация построенного проекта. Презентация.

1.Работа с источниками.

Задание: прочитайте параграф 106, стр. 267 вашего учебника (М.М.Разумовской. Русский язык. 5 класс)  Прочитайте дополнительно  рубрику «Возьмите на заметку».

2.Самостоятельная работа (в парах). Заполнить таблицу на  карточке №2.

Оформите запись о кратких прилагательных, опираясь на учебник. После самостоятельной работы варианты ответов учащихся заслушиваются, обсуждаются.

3. Опорный конспект «Краткие прилагательные»

Кр. прил.

1.     Каков?

2.     МП: Р Ч ; не изменяются по П!

3.     Сказуемое.

 VI.Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

1)Образуйте от полных прилагательных их краткую форм у(устно).

Светлый, сильный, ясный, близкий, бодрый, скромный, мягкий, щедрый, мудрый, крепкий, быстрый

С беглыми гласными е, ё, о

Без беглых гласных

Светел,  близок,

силён, ясен, скромен,

мягок, крепок

Бодр, щедр, мудр, быстр

 

2)Вам знакомы эти сочетания? Каким образом они относятся к нашей теме? ( В них есть краткие прилагательные множественного числа).  Составьте предложения с данными словосочетаниями (устно).

Будьте внимательны
Будьте добры
Будьте любезны
(Пожалуйста)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1).Как вы думаете, встречаются ли краткие прилагательные в пословицах и поговорках? Найдите и подчеркните в них краткие прилагательные. Работа по двум  вариантам.

Карточка «Пословицы и поговорки»

1) Мал золотник, да дорог.

6) Не мил свет, когда друга нет.

2) Корень ученья горек, а плод сладок.

7) В зимний холод всякий молод.

3) Всякому мила своя сторона.

8) Кто аккуратен, тот и людям приятен.

4) На чужой стороне и весна не красна.

9) Цветок розы пахуч, да колюч.

5) Напрасен труд, когда порядка нет.

10) Рыбка мала, да уха сладка.

2).Взаимопроверка по образцу (на доске).  1-й вариант – 1-5 предложения, 2-й вариант – 6-10 предложения. У кого правильно? Ответы: 1в.- 7 крат.прил., 2в. – 8 крат.прил. Если кто-то ошибся, можно исправить ошибки.

VIII. Включение в систему знаний повторения.

1). Видеофрагмент « Как раньше изменялись краткие прилагательные?»

2). Выполнение теста в тетради. Тест (5 заданий). Проверка ответов по ключу. Самооценка по предложенным критериям.

Контрольный тест

1. Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:

           а) какой? какая? какое? какие?

           б) каков? какова? каково? каковы?

2. Краткие имена прилагательные не склоняются.

           а) да;

           б) нет.

3. Краткие имена прилагательные изменяются по числам.

           а) нет;

           б) да.

4. Краткие имена прилагательные в единственном числе могут:

            а) изменяться по родам;

            б) изменяться по лицам.

5. Какие прилагательные в предложении являются обычно сказуемыми?

            а) полные;

            б) краткие.

 Ответы:

·        1-б

·        2-а

·        3- б

·        4- а

·        5 - б

Оценивание теста:

  • 0  ошибок – «5»
  • 1 – 2 ошибки – «4»
  • 3 ошибки – «3»
  • 4 - 5 ошибок – «2»

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Интерес – что интересного было на уроке?

Творчество – какие творческие работы вы выполняли?

Обучение – чему вы научились?

Главное – что главное было для вас на уроке?

Домашнее задание:

1.Уметь рассказать по таблице или опорному конспекту о полных и кратких прилагательных.

2. Стр. 268, упр.800, 801 (на выбор).

Дополнительное творческое задание

3). Эвристическое задание.  Карточка с опорными словами  на цветной бежевой бумаге (в паре).

- Прочитайте ваши стихотворения о весне.

Придумайте небольшое стихотворение, призывающее весну, обязательно употребляя в своем тексте краткие прилагательные

Примеры работ учащихся:                      

     ________     приходи,                              Весна  __________                                                    

______________   прогони                               __________  _________  хороша.

Ты __________ и _______,                                      Ты_________   ___________,

________    _____  ____  принесла.                     _______   ________    прогони.

Весна, приходи,                                                                   Весна красна,

Зиму прогони.                                                                      Очень-очень хороша. 

Ты тепла и весела,                                                             Ты быстрее приходи

Радость ты нам принесла.                                                  Злую зиму прогони 

Технологическая карта авторского открытого  урока русского языка  


Просмотров: 2811 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск




































Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, родителей (законных представителей обучающихся) и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных"

Наш адрес: Россия, 617001 Пермский край, г. Нытва, пр.Ленина, 24
Адрес сайта: http://nytvasc3.narod.ru/ Email: 
shkola3.nytva@mail.ru