Конспект авторского урока русского языка в 5 «А» классе по теме "Полные и краткие прилагательные" на школьной панораме профмастерства 18.04.2014 г.
Урок деятельностной направленности. Урок открытия нового знания.
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать
Содержательные : дать представление о краткой форме прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.
Ход урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Мотивационная беседа:
– Какое время года вы любите? Почему? (Ответы учащихся).
Как многие (некоторые) из вас, я люблю весну. Это замечательное время года, когда природа обновляется. Наверное, по этой причине раньше на Руси Новый год было принято встречать весной.
Работа с текстом:
День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: “Весна! Что ты нам принесла? Красное летичко!”
II. Актуализация и пробное учебное действие.
Задание классу:
– Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты ответов учащихся:
– Озаглавьте текст.
– Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
– Найдите прилагательные.
– Определите разряды (качественные, относительные, притяжательные) прилагательных в тексте.
Выполнение заданий (на усмотрение учителя).
III .Выявление места и причины затруднения.
Исследовательское задание классу (в парах): карточка №1.
Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.
Распределите слова на группы, количество групп каждый в паре определяет самостоятельно. Запишите прилагательные в тетрадь. Выделите в них морфему - окончание.
(Заслушиваем ответы учащихся.. Просим учащихся объяснить предложенное распределение слов на группы. Обращаем внимание на морфологические признаки кратких прилагательных). Рассматриваем вариант учителя.
умный
хороший
красивая
молодая
прекрасное
новое
богатые
важные
|
умён
хорош
красива
молода
прекрасно
ново
богаты
важны
|
IV. Проект выхода из затруднения (сформулировать тему и цель своих будущих учебных действий).
– Что общего во всех этих словах? Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Это прилагательные. Какие? Полные и краткие. Почему?
Вопросы для целеполагания:
– Сформулируйте цель при изучении темы “Полные и краткие прилагательные”.
V. Реализация построенного проекта. Презентация.
1.Работа с источниками.
Задание: прочитайте параграф 106, стр. 267 вашего учебника (М.М.Разумовской. Русский язык. 5 класс) Прочитайте дополнительно рубрику «Возьмите на заметку».
2.Самостоятельная работа (в парах). Заполнить таблицу на карточке №2.
Оформите запись о кратких прилагательных, опираясь на учебник. После самостоятельной работы варианты ответов учащихся заслушиваются, обсуждаются.
3. Опорный конспект «Краткие прилагательные»
Кр. прил.
1. Каков?
2. МП: Р Ч ; не изменяются по П!
3. Сказуемое.
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1)Образуйте от полных прилагательных их краткую форм у(устно).
Светлый, сильный, ясный, близкий, бодрый, скромный, мягкий, щедрый, мудрый, крепкий, быстрый
С беглыми гласными е, ё, о
|
Без беглых гласных
|
Светел, близок,
силён, ясен, скромен,
мягок, крепок
|
Бодр, щедр, мудр, быстр
|
2)Вам знакомы эти сочетания? Каким образом они относятся к нашей теме? ( В них есть краткие прилагательные множественного числа). Составьте предложения с данными словосочетаниями (устно).
Будьте внимательны
Будьте добры
Будьте любезны
(Пожалуйста)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1).Как вы думаете, встречаются ли краткие прилагательные в пословицах и поговорках? Найдите и подчеркните в них краткие прилагательные. Работа по двум вариантам.
Карточка «Пословицы и поговорки»
1) Мал золотник, да дорог.
|
6) Не мил свет, когда друга нет.
|
2) Корень ученья горек, а плод сладок.
|
7) В зимний холод всякий молод.
|
3) Всякому мила своя сторона.
|
8) Кто аккуратен, тот и людям приятен.
|
4) На чужой стороне и весна не красна.
|
9) Цветок розы пахуч, да колюч.
|
5) Напрасен труд, когда порядка нет.
|
10) Рыбка мала, да уха сладка.
|
2).Взаимопроверка по образцу (на доске). 1-й вариант – 1-5 предложения, 2-й вариант – 6-10 предложения. У кого правильно? Ответы: 1в.- 7 крат.прил., 2в. – 8 крат.прил. Если кто-то ошибся, можно исправить ошибки.
VIII. Включение в систему знаний повторения.
1). Видеофрагмент « Как раньше изменялись краткие прилагательные?»
2). Выполнение теста в тетради. Тест (5 заданий). Проверка ответов по ключу. Самооценка по предложенным критериям.
Контрольный тест
1. Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) какой? какая? какое? какие?
б) каков? какова? каково? каковы?
2. Краткие имена прилагательные не склоняются.
а) да;
б) нет.
3. Краткие имена прилагательные изменяются по числам.
а) нет;
б) да.
4. Краткие имена прилагательные в единственном числе могут:
а) изменяться по родам;
б) изменяться по лицам.
5. Какие прилагательные в предложении являются обычно сказуемыми?
а) полные;
б) краткие.
Ответы:
· 1-б
· 2-а
· 3- б
· 4- а
· 5 - б
Оценивание теста:
- 0 ошибок – «5»
- 1 – 2 ошибки – «4»
- 3 ошибки – «3»
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Интерес – что интересного было на уроке?
Творчество – какие творческие работы вы выполняли?
Обучение – чему вы научились?
Главное – что главное было для вас на уроке?
Домашнее задание:
1.Уметь рассказать по таблице или опорному конспекту о полных и кратких прилагательных.
2. Стр. 268, упр.800, 801 (на выбор).
Дополнительное творческое задание
3). Эвристическое задание. Карточка с опорными словами на цветной бежевой бумаге (в паре).
- Прочитайте ваши стихотворения о весне.
Придумайте небольшое стихотворение, призывающее весну, обязательно употребляя в своем тексте краткие прилагательные
Примеры работ учащихся:
________ приходи, Весна __________
______________ прогони __________ _________ хороша.
Ты __________ и _______, Ты_________ ___________,
________ _____ ____ принесла. _______ ________ прогони.
Весна, приходи, Весна красна,
Зиму прогони. Очень-очень хороша.
Ты тепла и весела, Ты быстрее приходи
Радость ты нам принесла. Злую зиму прогони
Технологическая карта авторского открытого урока русского языка